Небольшая заметка для настроения )
читать дальше Локи универсален как любой мифологический персонаж. Плут, соблазнитель, пройдоха, чужак, неунывающий искатель приключений на пятую точку, вездесущий и везде-сующий-нос пособник и посредник, нарушитель норм и условностей, сценарист и режиссер Рагнарёка и внезапно "богоборец" по образцу персонажей кавказского эпоса - любой из этих аспектов Локи так многократно увязан с архе- и психо- типами, мифологическими и литературными сюжетами, богами и героями других времен и народов, что выражает именно универсальность человеческих представлений о природе вещей.
Вместе с тем, именно Локи - наиболее индивидуализированный персонаж скандинавского "пантеона". В этом универсальном образе предельно резко и выраженно проявилось осознание личности и стремление ее вырваться из пут родового сознания. Именно поэтому Локи - нарушитель норм, ибо тот, кто осознает себя личностью, неизбежно не вписывается в привычные устои поведения.
Одной из самых характерных черт индивидуальности является принадлежность стихии смеха. Локи осмеивает других и сам подвергается осмеянию; он - единственный из асов, кто не боится предстать в обществе в смешном и даже ошарашивающем виде (миф о том, как рассмешили Скади). Ирония и самоирония придают Локи незабываемый и неповторимый колорит, резко выделяя из среды других персонажей скандинавской мифологии.
Характером в нашем понимании, неповторимостью мышления и поступков обладают всего три аса: Один, Тор и Локи. Все трое так или иначе связаны со смеховой культурой и травестией как ее составной частью (Один занимался женским колдовством на острове Самсё, Тора переодевали в женское платье, Локи тоже одевался в женский наряд, сопровождая Тора в "Песне о Трюме", более того, Локи вообще умеет изменять пол).
Но наиболее ярко и колоритно индивидуализирован все же Локи - и в силу трикстерской природы, и в силу своего положения чужака (чужаку позволено то, что "свой" делать ни в коем случае не должен). С точки зрения скандинавов раннего средневековья, живших устоями общины, достоинство весьма сомнительное, с точки зрения современного читателя "Эдд" - несомненное.