Название: Тор:РагнаРОК
Автор: The Third Alice
Размер: 4586 слов
Форма: аналитическая статья
Канон: мифология, Тор:Рагнарёк и MCU в целом
Предупреждения: спойлеры к фильму
Краткое содержание: Хотите знать, что общего у нового фильма франшизы с мифологией? И какая идея является в нём центральной? Автор статьи предлагает свой вариант ответа на эти вопросы.
Примечание: Статья была написана сразу после выхода "Тор:Рагнарёк" в прокат и выложена WTF Loki 2018
Примечание2: Большинство цитат приведены из украинского дубляжа (переведённого на русский), потому что на момент написания статьи оригинал фильма был недоступен
После выхода фильма "Тор:Рагнарёк" в широкий прокат даже среди давних поклонников асгардской линейки Марвел можно встретить посты разочарования. "Фильм-пустышка", "снят ради развлечения", "тупо и упрощённо", "обоснуй умер, не родившись" — вот вывод, который в них постулируется. Обращаясь к предыдущим картинам, люди приводят идеи, которые, по их мнению, являются основополагающими. Отношения между людьми (богами), самоопределение, путь к пониманию. Не найдя в Рагнарёке ничего подобного, фаны отказываются от этой новой части истории, отворачиваются от мувиверс-вселенной.
Но идея — глубокая, сильная и истинно скандинавская по духу — в "Тор:Рагнарёк" есть.
Просто для нас, живущих в срезе европейских взглядов на права человека (или хотя бы в мечтах о них), она непривычна и даже во многом неприемлема. Наши убеждения базируются на таких понятиях, как свобода выбора, свобода самоопределения, равенство всех и справедливость. И первый "Тор", и "Мстители", и "Тёмный мир" — об этом, о борьбе за современные базовые ценности ("Я лишь хотел быть тебе равным!" — как один из примеров такой борьбы). Третий "Тор" отбрасывает их, отворачивается от этих идеалов и обращается к истокам.
Идея этого фильма лежит на поверхности, и странно, что даже те из фанатов, кто увлекается скандинавской культурой, её не увидели и не оценили. Ведь она звучит в самом названии. Рагнарёк1.
Не просто Гибель — неизбежная, непреодолимая, неумолимая Судьба.
Рагнарёк в мифах
Рагнарёк — это не просто событие (гибель всего сущего), это явление культуры, которое характеризует образ мысли викингов. В представлении древних скандинавов любое событие — шаг на пути к великой битве, к абсолютному концу, которого не избежать ни людям, ни богам. Любая попытка обезопаситься, уклониться, сбежать, отдалить предписанное — оборачивается своей противоположностью. Пророчества всегда сбываются. Никто не волен выбирать свою долю. Не-свобода этого выбора максимально подчёркнута в мифах наличием норн — прях, сплетающих судьбы всего живого; получается, никто не властен над собственной нитью жизни, она в посторонних руках. Единственное, что могут живущие — достойно встретить участь, какой бы та ни была.
Вот что случалось, когда боги в мифах пытались сопротивляться уготованной им Судьбе:
Один забирает и судит детей Локи — и тем настраивает их против асов. Предательство Тюра и вынужденный плен питают ярость Фенрира. Рыболовные потуги Тора и причинённая им боль рождают ненависть в Ёрмунганде. Хель, обретя власть над мёртвыми, получает возможность собрать величайшее войско. Попытка защитить Бальдра оборачивается его кончиной. Да и мотивы Локи, после заточения и смерти сына горящего местью, ясны.
Отдельного слова заслуживает и сам мир, существующий в мифах, — его порядки, обычаи, нравы. Скандинавская мифологическая этика не ведает греха (в христианском значении этого слова)2. Её основа — культ личности. Что бы ни творила личность, какие бы ужасные, по современным меркам, ни совершала поступки (включая обман, убийство, пытки, изнасилования) — все они преподносятся как подвиги, если личность заявлена как героическая (вспомнить хоть историю похищения Одином мёда поэзии). Мир древних скандинавов жесток и оправдывает жестокость; его шутки грубы (о да, что может быть смешнее мошонки, привязанной к козлиной бороде!); здесь мудрость и коварство — синонимы. Он описывается без прикрас. И в контексте такого бытия Рагнарёк — в его значении гибели — оправдан. Ибо лишь когда прежний мир будет уничтожен, возможно возникновение чего-то нового — и, вероятно, лучшего.
Тор:Рагнарёк
Фильм "Тор:Рагнарёк" полностью соответствует картине скандинавского мифологического мира. В нём нет справедливости; он полон грубых шуток, коварства, манипуляций, смертей, наслаждения битвами; он заканчивается гибелью Асгарда. Каждый из персонажей встречает свою Судьбу, от которой бежал. Больше всего, конечно, достаётся Тору (всё-таки официальный герой серии!), но Локи также не избегает своей участи. Как и остальные. Смотрите сами.
Один
Всеотец, которого два предыдущих фильма мы видели "благостным" старцем (не без маразма), "мудрым" правителем Асгарда, этакого своеобразного рая, в третьем фильме наконец-то обретает (вернее, открывает) свои мифологические черты. У викингов Один был богом войны, который покровительствовал завоеваниям, поощрял смерть в бою, не чурался обмана, грабежа и насилия. Судя по фрескам на потолке и речам Хель, именно таким он и был когда-то. На изображениях, скрывавшихся под слоями других, — пылающие миры, порабощённые народы. То, что в предыдущих фильмах подавалось нам намёками ("Чем тогда ты лучше Малекита?" — "Тем, что я одержу победу!"), обрело реальность.
Из откровений Хелы: "Когда я была молодой, у каждого правителя был свой палач. Отсекающий людям не только головы, но и их собственную точку зрения. Но в основном головы. Я была палачом у Одина". "Дитя, вы ведь чужие с ним, незнакомцы. Откуда, ты думаешь, всё это золото?"
В какой-то момент бытия Один решает, что с него довольно и что он хочет править конкретной территорией (Девятью мирами). Он запечатывает Хелу. Начинает последовательно стирать из истории (и памяти асгардцев) деяния, которые творил. По живому переписывать свой образ. Он себя канонизирует. И сперва может показаться, что ему это вполне удалось — но в конечном счёте Судьба настигает Всеотца. Он не исправляет ошибки — он их замалчивает, закрывает на них глаза. Ему проще отказаться от ребёнка, который стал неугоден — который стал иметь своё мнение, отличное от мнения родителя! — чем воспитывать его, чем поговорить с ним, чем принять этот этап его взросления. Через это прошла Хела (заточение), через это прошёл Локи ("Нет, Локи", — и падение в бездну; заточение в асгадской темнице без права видеться с матерью после возвращения "домой"), и даже Тору досталось, хоть и меньше всех (изгнание на Землю после вылазки в Ётунхейм).
Неудивительно, что с таким подходом последствия прошлых событий прорастают в настоящем. Ссоры детей и ссоры с детьми, нападения ледяных великанов и тёмных эльфов (хотя здесь корни кроются ещё в предыдущих поколениях), потеря Фригг, потеря трона, грядущие освобождение Хель и возрождение Суртура. Только лишившись всего, Один в Марвел начинает переосмысливать свою жизнь, свои поступки. И, спасибо режиссёру, всё-таки что-то понимает. Потому и не пытается вернуться и вернуть власть, добровольно выбирая изгнание. Когда в Норвегии Один признаётся сыновьям: "Это я во всём виноват", он впервые за долгое-долгое время говорит чистую правду. Приготовившись к смерти — к своей судьбе — он осознаёт неизбежность Рока. И — полностью в духе скандинавских традиций — смиряется с ней.
"Как минуло то, так и это минет"3.
Тор
Говоря о Торе в мувиРагнарёке, невозможно не сказать, что по отношению к мифологии этот образ — собирательный. МувиТор на самом деле — воплощение сразу двух скандинавских богов. Почему автор так считает? Вот почему.
"Мне постоянно снятся кошмарные сны", — говорит Тор Сурту, коптясь в цепях над лавовой трещиной. И описывает видение Рагнарёка. А возвратившись в Асгард, повторяет лже-Одину: "Уже давно мне снится один и тот же кошмар". Так начинается фильм, который заканчивается гибелью мира.
А с чего в мифологии начинается цепочка событий, которая приводит к мировому пожару? Откроем Снорри Стурлуссона, "Младшую Эдду": "Начинается сказ с того, что Бальдру Доброму стали сниться дурные сны..."
Бальдр!
В мувиверсе, в отличие от других линеек Марвел (комиксы, мультфильмы), Бальдра как отдельного персонажа нет. Можно ли сказать, что нет вообще? После такой прямой отсылки с кошмарами — никак нельзя.
Рассмотрим другие детали.
Тор в мифологии — рыжебородый великан, сын Одина от богини Земли Ёрд (Фьёргюн\Хлодюн).
Бальдр в мифологии — светловолосый ас, сын Одина от Фригг, все его любят и прославляют4.
Какому из двух этих описаний больше соответствует Тор из фильма?
Прозвище "Златовласка", данное ему Старком, и платиновый окрас в некоторых мультканонах5 говорят сами за себя. Да и Ёрд в фильме не наблюдается. А уж то, как любят Тора в Асгарде, ярко демонстрирует первый фильм трилогии.
Задумались? И ведь это ещё не всё.
В мифологии Локи опосредованно (руками Хёда) убивает Бальдра.
В фильме Локи опосредованно (рукой Разрушителя) убивает Тора!
Каково, а?
Раз — случайность, два — совпадение, три и больше — закономерность. Так?
Конечно же, наш мувиТор — не только Бальдр, но и Тор. Он владеет Мьёльниром, он воинственен, он защищает мидгардцев и влюбляется в смертных женщин, а ещё ругается с Одином, чего за Бальдром в мифах замечено не было (а за Тором — было! Прочитать их перебранку можно в мифе "Песнь о Харбарде").
Акцент, который Тайка сделал на двойной природе мувиТора, достоин восхищения. Позволив (через настойчивое упоминание кошмаров) нам окончательно соотнести Тора с Бальдром, он протянул нить, связавшую Тор:Рагнарёк с первым фильмом, и всю эту историю — с мифами. Ведь получается, что вся асгардская муви-линейка Марвел, как и эддическая история, начинается смертью Бальдра (Тора) и в дальнейшем развитии приводит к гибели Города Богов.
Кстати, Тор — эддический Тор — погибает в Рагнарёке. А вот Бальдр — напротив, возвращается из Хель (от Хель! после Хель!) и становится одним из богов нового мира, занимая чертог (=получая статус) своего отца.
На этом моменте мы плавно переходим к вопросу Судьбы в отношении мувиТора. Тор большую часть экранного времени (за исключением начала первого фильма) пытается избежать участи, ему уготованной — правления. Подобно своему отцу, желает отказаться от того, кем был, притворяется кем-то другим. Он отказывается принимать власть в конце первого фильма ("Нет царя мудрее тебя — и не будет"), отказывается в конце второго ("Я буду защищать Асгард, но не сидя на троне"). Бежит на Землю, развлекается местными битвами в команде Мстителей, любовью Джейн Фостер, вливается в современный мир ("Где был Тор во время Гражданской войны?"). Столь продолжительное сопротивление не могло не аукнуться ему. И чем дольше и сильнее Тор пытался побороть Судьбу — тем жёстче были ответные удары. Началось с мелочей. Потеря Джейн. Распад Мстителей. Кошмары. В этот момент Тор смутно начинает понимать, что что-то надвигается, и бросает все силы на попытки это предотвратить. Однако терпит одну неудачу за другой. Его ждёт потеря отца. Потеря Мьёльнира. Потеря статуса первенца и наследника. Потеря свободы. Потеря иллюзий насчёт истории своего мира. Потеря части себя и в конечном счёте — потеря самого Асгарда, родного дома.
Раз за разом встречаясь с Судьбой, Тор оказывается вынужден выходить из зоны комфорта. И меняться. Становиться мудрее — но в скандинавском понимании этого слова ("коварство"); становиться жёстче. Теперь его жестокость не наивна, как в первом фильме, а расчётлива; пожалуй, именно это сильнее всего расстраивает нас, зрителей, надеявшихся увидеть духовный рост персонажа. Однако это — качества, без которых истинный викинг (конунг!) не мог надеяться на славу и на победу; они отвечают менталитету, они целиком соответствуют духу мифологии, на которой основана асгардская линейка фильмов. Они необходимы для выживания во враждебном мире.
И лишь после того, как Тор принимает свою участь, после того, как свершается Рагнарёк, — для сына Фригг (и для всех выживших асгардцев) появляется возможность стать чем-то новым, иным. Третий фильм франшизы для Тора — это пустая руна, руна Одина, "прыжок в пустоту с голыми руками" для того, чтобы шагнуть из прошлого в будущее. Может, поэтому Тора уподобляют в конце Одину. Он теряет глаз, но взамен обретает мудрость. Он наконец смиряется со своей Судьбой и занимает отведённое ею место, принимая бразды правления Асгардией6.
Стэн Ли
Живым воплощением Судьбы, этакой персонификацией Рагнарёка в фильме становится Стэн Ли. Он (живой человек, существо из реальности зрителя, один из первых создателей, Демиургов Марвел-вселенной, принимающий судьбоносные для неё решения) предстаёт перед нами в образе старика-парикмахера и лишает Тора последнего, чем тот дорожит — его гордости, длинных волос. Этот момент, абсолютно не ключевой для сюжета, является ключом к пониманию сути фильма. Судьба — высшая сила, имеющая воплощение на том уровне, который ты способен воспринять, но неизмеримо более глубокая (Тор в фильме и представить не может, кто на самом деле перед ним — это понимание доступно лишь нам, находящимся "над", в ином измерении). И если чему-то суждено свершиться, не помогут ни угрозы ("Не обрежешь ты моих волос, не узнав гнева Тора, сына Одина!"), ни мольбы ("Нет! Умоляю тебя, старик, не трожь мои волосы! За что?!"). Остаётся только смириться и принять неизбежное как часть своего пути.
Хела
Как и в мифологии, Хела в фильме — повелительница мёртвых. Она поднимает павший Легион и Фенрира, управляет ими. Внешний вид её не слишком противоречит мифам: разные источники описывают Хель по-разному. В одних её живая и мёртвая половина — это правая и левая стороны тела; в других Хель — цветущая девушка сверху до пояса, а ниже — мертвая плоть. В комиксах Марвел, кроме того, упоминается, что привлекательная внешность Хелы — это иллюзия, которую создаёт волшебная рогатая маска (в фильме продемонстрирована во всей красе). Единственное, что прямо оспаривается — рост. Мифологическая Хель — огромная великанша, в комиксах Марвел — аналогично, но способна менять размер; и только в фильме её сделали сравнимого с человеческим роста; отчасти ради сюжета, где она — сестра Тора, отчасти — из-за того, что спецэффектов и так много, надо было на чём-то и экономить (личное мнение автора, конечно же).
Подача Хелы как дочери Одина, а не Локи, весьма оригинальна. И отсылает нас к одной любопытной теории, существующей в учёной среде, согласно которой Один и Локи — части одного целого, единой сущности. В мифологии у них действительно много схожих черт, так что некоторое обоснование теория под собой имеет. Но так как в фильме они совершенно точно разные личности, подробно на ней останавливаться не будем — просто вспомним, что "ничто не ново под луной".
В чём заключалось бегство Хелы от Судьбы? Она бежала перемен. Изменившегося отца, его политики, появления брата (братьев). Но перемены неизбежны — так же, как неизменно прошлое. Один не желал прошлого. Хела — будущего. Будущего она и лишилась. Она стала тем, кем ей было уготовано: полновластной наследницей Одина, повелительницей Асгарда и... последней его защитницей. Но смириться с Роком — не смогла. И Судьба смела её, хотя так отчаянно, как Хела, защищать свой город, свой мир, своё наследие, никто бы не смог, пожалуй. По крайней мере, Хела до конца оставалась верна себе и своему долгу (хоть и весьма извращённо понятому) первородной дочери правителей Золотого Города.
Скёрдж
Соратник Тора и пособник Локи, "простой уборщик", склонившийся перед Хелой, Скёрдж пытается избежать уготованной ему смерти — путём поступления к ней на службу. В то время как всех воинов Асгарда, включая Троицу, Хела убивает — он живёт. Но видно, насколько не по нраву ему такая жизнь. Он бросает секиру, которой так и не успел никого казнить, при первом же удобном случае и пытается эвакуироваться с остальными асгардцами.
Но когда перед ним снова становится зримый выбор: Асгард или смерть, — он не повторяет своей ошибки. И принимает Судьбу, исполняет свой долг: жертвуя собой, спасает жителей Золотого города.
Валькирия
Интересный факт: во всех статьях, связанных с фильмом, Валькирию упрямо именуют Брунгильдой, хотя внешне она больше напоминает совершенно другого персонажа Марвел — леди Зарду7. Брунгильда и в мифах, и в комиксах Марвел всегда была светловолосой, с двумя косами8. Скорее всего, именно её мы видим погибшей в воспоминаниях "нашей" Валькирии.
С другой стороны, имя "Брунгильда" можно рассматривать не как имя собственное, а как, например, воинскую должность или титул (а оно вполне раскладывается на значимые слова: "броня/кольчуга" и "битва", в итоге — "кольчуга битвы", т.е. защитница). В таком случае единственная уцелевшая валькирия, забравшая меч своей павшей предводительницы (и — по комиксам — возлюбленной), может так зваться. То, что она не употребляет это имя, когда говорит о себе, связано, возможно, как раз с тем фактом, что она нарушила клятву защищать Асгард. Отреклась от имени, от себя, от боевого сестринства, от поражения, от боли — от прошлого.
Валькирия, как и почти все персонажи, пытается изменить своей судьбе. На мусорной планете на окраине обитаемого космоса она топит память в охоте и выпивке. Но в назначенный час ей подворачивается Тор. И — вот здесь ключевой момент — Локи.
Именно Локи возвращает ей память и понимание того, кто она. Все героические речи Тора находят в Валькирии отклик лишь после того, как она вновь переживает страшную битву и потерю близких. Благодаря Локи Валькирия смотрит в глаза своему страху — понимает, что боится и что бежит. Решает бороться. Вернуть себе имя и честь. Решает принять себя — и свою судьбу.
"Я умру, но только пронзив мечом сердце этой гадины!"
Корг
Персонаж второго плана, субретка, юморист, Корг — одно из трёх (и самое продолжительное) камео Тайки Вайтити. Он имеет личность — и также имеет предназначение. Судьбу. То, что сперва вводится в сюжет шуткой ("Я хотел начать революцию, но распечатал мало листовок, и никто не вышел") становится реальностью ("Революция началась!"). И эта реальность меняет положение дел на Сакааре, выручает Локи, дарит путь отступления остаткам асгардцев.
Сурт
Сурт — огненный великан, образ которого взят Марвел напрямую из мифологии и не претерпел изменений. Сурт повелевает Муспелльхеймом и не способен умереть, не выполнив своего предназначения. Его зацикленность на том, что должно свершиться, в начале фильма показана в комедийном ключе. Но это лишь подтверждает: судьбе всё равно, как ты к ней относишься, она просто есть.
В фильме "Тор:Рагнарёк" Сурт может показаться "картонным", но всё встаёт на свои места, если признать, что он не персонаж — он функция, ещё одна персонификация Судьбы.
"Я — фатум Асгарда!"
Грандмастер
Образ Грандмастера, казалось бы, целиком и полностью создан Марвел, без опоры на мифологию. Этот персонаж — брат Коллекционера, эксцентричный, самовлюблённый, упивающийся жизнью, бессмертный (по меньшей мере — долгоживущий). Не злой, но по-детски жестокий. Он идеально вписывается в архетип трикстера, равно творящего добро и зло, дарящего любовь и гибель.
Локи Тору о Грандмастере: "Я уже давно здесь... Я подружился с Грандмастером. Я завоевал его благосклонность. Я не стану рисковать своим положением!" и "Он псих, но бывает добрым!"
Грандмастер без сожалений убивает провинившегося кузена и отправляет на арену "недобровольных наёмных работников", но в то же время в нём нет жажды крови, как в той же Топаз.
Зачем мне плавитель? Он всего лишь перебил меня, это не тянет на смертный приговор!
Грандмастер ищет развлечений, что понятно, если делать скидку на его возраст и природу. Щедро одаряет тех, кто дарит ему положительные эмоции, кто чем-то цепляет. Происхождение и социальное положение неважно: тут и чужак Локи, и охотница Валькирия-Ловец-142, и Топаз, и Халк. Каждый из них устраивается сам, как может, но на своём месте получает максимум привилегий. В широком смысле — исполнение желаний. Халк — роскошные покои, свободу передвижения, броню и оружие, внимание толпы, всеобщее обожание. Топаз — право карать, управлять бойцами, даже право спорить и при этом оставаться правой рукой, а ещё она может удовлетворять свои материнский и садистский инстинкты. Валькирия получает защиту, полноценную оплату своих услуг и ту же свободу от прошлого. Локи — возможность жить в роскоши и наблюдать происходящее с лучших мест (возможно, пробудь он на Сакааре столетие-другое, Грандмастер его бы и останавливать не стал при попытке "покинуть планету", но пока Локи ещё ему крайне интересен); и, вероятно, не только это.
Если подытожить, Грандмастер — маленький бог Сакаара. Бог-трикстер, обустроивший по своему вкусу кусочек мира на самом краю вселенной, за пределами упорядоченного населённого Космоса.
Но постойте... разве не кажется это смутно знакомым? Разве в скандинавской мифологии не существует подобной личности и подобного места?
А как же! Что же это иное, как не Утгард?
Утгард, с древнеисландского — "окраинная земля", даже "земля за окраиной"; это "трансцендентный мир, «внешний» по отношению к земному, материальному миру, называемому Мидгард, или «срединное отгороженное пространство», где обитают люди... Это мир, существующий по своим особым законам, не подчиняющийся мировому порядку... недоступный простым смертным, но возможный для избранных, которые могут попасть туда в любой момент в любой точке Мидгарда"9.
Действительно: в это описание, в этот образ укладываются и местоположение Сакаара, и множество порталов. Всё получает обоснование!
И раз Сакаар отождествим с Утгардом, то его правитель — это... знакомый нам всем Утгарда-Локи!10
Теперь-то понятно, почему кажутся такими узнаваемыми и вызывают улыбку его повадки! Ведь по одной из трактовок, "Утгарда-Локи является тем же самым Локи, ранее изгнанным из мира богов". Вот он, "истинный" Локи, глубоко мифологический, несмотря на обстановку и окружение в стиле космооперы восьмидесятых, "первый из потерянных" (что вполне может быть эвфемизмом изгнания). Неудивительно, что свою "младшую ипостась" он взял под крыло, и Локи-из-Асгарда так понравилось на Сакааре, что он до последнего готов был там остаться.
Ну и получается, что появление на Сакааре "наших" Локи и Тора — это кивок в сторону мифа о путешествии Тора в Утгард. Где асгардцы, кстати, по слову Утгарда-Локи проходили всевозможные испытания и боролись с самыми сильными соперниками (такими как Ёрмунганд, Элли-старость, мысль и огонь). И в фильме Тору тоже приходится сражаться с тем, кто считается во вселенной Марвел непобедимым. И как в мифах Тор падает, но лишь на одно колено, перед Старостью (ибо он бог, а смертных она и вовсе укладывает на лопатки), так и здесь он терпит поражение, хотя впервые наконец в нём пробуждается его божественная сущность.
Грандмастер — единственный, о ком бессмысленно говорить в контексте Судьбы. Его отношение к ней, к любой жизненной перипетии, прекрасно передаёт вторая концовка. "Поздравляю. Революция удалась! Можете похлопать друг друга по плечам. И меня тоже! Вы все молодцы! И я — больше всех. Ведь революция должна кого-то свалить! И я отлично сыграл свою роль. Ну что... а теперь все идём праздновать?" Он безусловно открыт тому, что происходит. Всё, что случается, он принимает как увлекательнейшее приключение. В идеале, именно таким со временем должен бы стать наш ныне-тысячелетний-юный Локи — если, конечно, доживёт.
Локи
А вот самого Локи в контексте Судьбы рассматривать очень интересно.
Сразу становится видно, какой это деятельный, упорный и, главное, ищущий своё место в мире, ищущий себя персонаж. Стоит ему чуть засидеться на одном месте — Судьба тут же настигает и устраивает вокруг апокалипсис.
В конце второго "Тора" Локи исполняет давнюю мечту: занимает асгардский трон. За два года его правления Асгард восстановлен из руин и процветает, развиваются искусства (архитектура и театр так точно). Всё это с безмолвного согласия Одина ("Он сказал, что однозначно выбрал изгнание") — и, получается, с его одобрения. Доказательством тому — Хеймдалль, который скрывается от наказания, но не пытается, в свой черёд, ни поднять восстание, ни открыть остальным жителям Золотого города глаза, ни как-то оповестить Тора о происходящем (а ведь мог, как видим! Мидгард — это даже не Сакаар, это вовсе один из миров Древа, трюк с обменом зрением вполне бы сработал). Локи закрывает гештальт; за это время он доказывает себе (и всему Асгарду), что может быть правителем не хуже отца (в противном случае его бы разоблачили намного раньше). Что он вполне достоин, имеет и знания, и навыки.
Но это — не его Судьба.
Судьба является к нему в образе Тора, поднимает с мягкого кресла, заставляет шевелиться. Подбрасывает новые вызовы — того же Стренджа. В отличие от брата, Локи понимает, что Один своим добровольным изгнанием пытался искупить вину перед приёмным сыном — и, по всей видимости, прощает отца. Во всяком случае, в Норвегии его скорбь кажется искренней, хоть времени на неё выделено немного. Между сыновьями Одина назревает противостояние, которое могло бы вылиться в страшные для Локи вещи.
Но и это не его Судьба.
Судьба воплощается в Хеле — и вот Тор сам оказывается на месте Локи, и то, что могло бы разделить их, объединяет. Тор и Локи снова становятся братьями. Готовятся сражаться бок о бок против общей угрозы.
"Печально, когда тебя дурят. Говорят, что ты что-то одно, а выясняется, что совсем другое".
"Разница между нами в том, что я — первенец Одина, его наследница, предводительница легионов и защитница Асгарда, а ты — ничто!"
Но и это не Судьба Локи.
Волею рока он попадает на Сакаар (впервые или нет — неважно). Даже при том, что этот период жизни Локи показан мельком и исключительно с точки зрения Тора, видно, насколько Локи там хорошо устраивается. Он окружён вниманием, обласкан Грандмастером и явно не последнее по значению лицо планеты. В моменте, когда он говорит "Может быть, я останусь на Сакааре", он ещё не хочет этого всерьёз — но рассматривает такой вариант. Разговор с Тором ослабляет это желание ("Ты так плохо обо мне думаешь?" — т.е. "Ты считаешь, что всё, чего я достоин — жить на хаотичной, дикой планетке?"). Поведение Тора, особенно "игра в помощь", — напротив, усиливает.
Этот момент — один из самых отвратительных в фильме. Именно к нему отсылают те, кто считает, что фильм "пустышка". Но автор хочет подчеркнуть, что наоборот, "игра в помощь" как ничто более соответствует нравам древних викингов. По сути, чем она отличается от мифа про возведение стены Асгарда? От того, как Тора выдавали за Фрейю? От того, как смешили Скади? Да ничем. Юмор такой был у древних скандинавов. Грубый, пошлый, примитивный и унизительный.
Ответ на "Это унизительно!" ("А для меня нет!") демонстрирует намеренную глухоту Тора (ну неужели есть ещё те, кто после этого момента уверены, будто Тор не понимает, что творит? Что он говорит это "не со зла", "не желая задеть"? О нет, Тор манипулирует Локи всё это время, с первого предложения "поговорить", и жесток осознанно), пожалуй, и становится последней каплей, после которой Локи делает выбор. И в пользу даже не мира, а Грандмастера.
Но Сакаар — не Судьба Локи. Не в этот раз, не в этой вероятности.
Прощальные слова Тора - ещё более жестокие, чем всё, сказанное до того, — становятся для Локи новым стимулом. Он вновь переигрывает все планы, делает безумный рывок и становится истинным — уж на этот раз точно! — спасителем жителей Асгарда. Тем, кем всегда хотел быть, таким, каким рисовал себя перед окружающими. Это его ответ на брошенный Тором вызов: "Смотри, я могу быть чем-то большим!" И в улыбке смотрящего на него Тора, прижатого Хелой к золотому перилу, искренности больше, чем во всех вместе взятых сакаарских сценах общения братьев.
Но Локи не только спаситель. Двойственность его образа бережно сохраняется Марвел до самого конца — и, спасая асгардцев, Локи своими руками уничтожает Асгард. Пусть он делает это по просьбе Тора, но всё же именно он, как и в мифах, начинает Рагнарёк, приводит Сурта в Город Богов. Рушится Биврёст, огонь охватывает золотые дворцы, мир гибнет. Это можно назвать Судьбой Локи — ему приходится проделывать подобное из вероятности в вероятность. Хотя, поверьте, в этот раз всё сложилось не худшим образом, потому что здесь причиной Рагнарёка стала любовь, а не ненависть.
И потому для Локи находится место в новом мире, в обновлённой истории. Он не уходит на следующий цикл перерождений (кид!Локи — а на это намекали и тиара, характерная больше для юных версий Марвел-Локи, и знак на груди), а остаётся собой, со всем багажом знаний о том, на что он способен и чем является. Он принимает себя. И больше того: его наконец-то принимает Тор, принимает сделанное им не как должное — как достижение. И судя по отражённой в зеркале улыбке — при всех разногласиях, при далеко не радужном прошлом для Локи имеет значение их примирение. "Если бы ты был здесь, я бы тебя обнял". — "Я здесь".
Когда Тор опускается в кресло Грандмастера, названное троном, Локи встаёт с ним рядом, среди приближённых, в кругу советников. Глядя на это, понимаешь, что ошибки нет, и гештальт "Выйди из тени брата, докажи, что ты достоин" — закрыт. И что Локи в первом "Торе" говорил истинную правду: ему не интересна власть как самоцель. В этот момент кажется, что Локи наконец нашёл своё место. Странным образом оно совпадает с тем, как его видел Всеотец — а впрочем, почему нет, если Один большую часть жизни был для приёмного сына авторитетом, чьё слово много значило. Всё, метания окончены, старое умерло, впереди новая жизнь. Хеппи энд...
...но и это — не Судьба Локи.
Потому что Один — не норна и не вёльва, и его планы и желания не имеют ничего общего с Судьбой.
А она ещё не все счёты свела. И хотя Локи полон сомнений насчёт своего возвращения на Землю, где его будут ну так "рады" видеть и Стрендж, и Мстители, всё это становится малозначимым, когда в кадр величественно вплывает Танос.
"Будет тебе война, асгардец. Но если проиграешь... если тессеракт окажется потерян для нас... не найдётся такого царства, такой бесплодной планеты, такой щели, в которой ты сможешь укрыться. Думаешь, ты познал боль? В руках у Него ты будешь мечтать о той сладкой боли!"
И значит, его персональный Рагнарёк, его Судьба, — вполне вероятно, такая страшная, что её даже не стали показывать на экране! — ещё впереди.
* * *
Так что хотя финал фильма дарит иллюзорную надежду, что всё уже позади, настоящий конец — послетитровая сцена — иллюзию развеивает. До самого мая поклонникам Локи придётся жить в страхе и напряжении, в ожидании неизбежного. Эта тревога — связующая нить, мастерски вплетённая в сюжет в последний момент. Чтобы наверняка узнать, что случилось дальше, нам придётся идти на Войну Бесконечности — пусть бы даже в остальных её участниках мы не были заинтересованы.
Как бы то ни было, автор надеется, что смог показать: "Тор:Рагнарёк" — это вовсе не развлекательный блокбастер, снятый ради красивой картинки. Его идея не менее глубокая, чем у предыдущих картин линейки, дух — соответствует историческому первоисточнику, а визуал — классическим линейкам комиксов Марвел.
Конечно, автор не знает, была идея довлеющей над всеми Судьбы сознательно заложена создателями и Тайкой в фильм, или же это случайность.
Но если "оно само", то это — задумайтесь! — это же и есть настоящий РАГНАРЁК.
* * *
P.S. Уже после написания этой статьи на экраны вышел первый трейлер "Мстители: Война Бесконечности". И в тот момент, когда на экране показывают Локи, поднимающего руку с тессерактом, голос Таноса произносит: "Одни трепещут, другие бегут — Судьба настигает всех". Выводы делайте сами.
Примечания:
1. Рагнарёк можно перевести на современные языки одновременно и как «гибель богов», и как «судьба богов».
2. Королёв. Скандинавская мифология. Энциклопедия.
3. Деор
4. Высокий говорит: «Второй сын Одина — это Бальдр. О нем можно сказать только доброе. Он лучше всех, и его все прославляют. Так он прекрасен лицом и так светел, что исходит от него сияние. Есть растение, столь белоснежное, что равняют его с ресницами Бальдра, из всех растений оно самое белое. Теперь ты можешь вообразить, насколько светлы и прекрасны волосы его и тело".
5. Например, Avengers AssembleНапример, Avengers Assemble
6. По комиксам, именно так назывался Асгард, возрождённый на Земле.
7.Леди ЗардаЛеди Зарда
8. БрунгильдаБрунгильда
9. Подробнее об Утгарде
10. Те, кто с ним не знаком, могут ознакомиться с на удивление толковой статьёй в Википедии
@темы: Марвел, аналитика, джен, Один, Локи, Мстители, мифы и легенды, Тор